Рекомендации 98-летнего мастера У Тунаня
В газете "Чайна Дейли" 11 ноября 1981 года была напечатана статья под заголовком "Долгая жизнь тайцзи-цюань". В ней сказано следующее: "В свои 96 лет У Тунань все еще обладает хорошим зрением и слухом, живой и ясной речью. Его высокая фигура с прямой спиной и уверенная походка могли бы принадлежать человеку, гораздо младшему, чем мастер. Врачи обнаружили, что У обладает сердцем атлета, его кровяное давление в норме, он может пройти пешком несколько десятков миль. Раз в неделю он поднимается в горы Бада-чу, живописное место в пригородах Пекина. Его жена, Лю Гуйчжэнь, десятью годами младше его, обладает таким же крепким здоровьем. У и его жена считают, что их здоровье является следствием занятий тайцзи-цюань. У занимается тайцзи-цюань уже около 90 лет и является вице-председателем Пекинской ассоциации ушу.
К вышесказанному можно добавить, что пишущий эти строки часто с восхищением слушал, как мастер У по памяти цитировал известные отрывки из традиционных китайских сочинений по литературе, медицине, истории и философии, и наблюдал, как этот преклонного возраста человек мог во время занятий "толкающими руками" отбросить на несколько футов ученика, который был младше его на 50, 60 или 70 лет.
Долголетие, столь крепкое здоровье и ясность ума достойны, разумеется, того, чтобы к ним стремиться. Как достичь этого? Ответ звучит достаточно просто - заниматься тайцзи-цюань. Но каким образом?
Сейчас только в Пекине сотни тысяч людей занимаются тайцзи-цюань. Статистика показывает, что те среди них, кто страдал хроническими заболеваниями, в 90 процентов случаев достигли заметного улучшения здоровья и многие из них вернулись к работе. Тем не менее, люди, достигшие такого здоровья и долголетия, как мастер У, встречаются очень редко даже среди занимающихся тайцзи-цюань. Потому ли это, что мастер У является неким исключением из естественных закономерностей? Или это потому, что большинство занимающихся тайцзи-цюань делают это не так, как мастер У? И если последнее предположение правильно, то как именно необходимо заниматься тайцзи-цюань, чтобы достичь подобного долголетия и здоровья?
Однажды утром автор попытался в долгой беседе с мастером найти ответы на эти вопросы. В течение этой беседы мастер высказал множество ценных советов. Ниже следуют мои вопросы и ответы мастера У:
Цзэн:
Существует множество факторов, способствующих долголетию и здоровью. Почему вы считаете, что причиной вашего великолепного здоровья является тайцзи-цюань, а не что-нибудь еще? В Пекине десятки тысяч людей каждое утро занимаются тайцзи-цюань и благодаря общеоздоровительному эффекту этого искусства многие достигают определенного успеха в укреплении своего здоровья. Однако в сравнении с тем, чего достигли вы, мне кажется, что они не извлекли еще всей пользы из тайцзи-цюань. Поэтому ли это, что остальные факторы, влияющие на их здоровье и долголетие, не были столь благоприятны как у вас? Или это потому, что они занимаются тайцзи-цюань не так, как это делаете вы?
У:
Существует великое множество благоприятных и неблагоприятных факторов, влияющих на здоровье. Некоторые наиболее важные из них, такие как наследственность, окружающая среда, условия жизни и работы, влияют на нас сильнее, чем тайцзи-цюань. Очевидно, что эти факторы находятся либо вне нашего контроля, либо нам очень непросто изменить их. Однако их неблагоприятное влияние может быть уменьшено, а благоприятное влияние усилено благодаря занятиям тайцзи-цюань. Сам я был очень слаб от рождения. В детстве у меня были проблемы с легкими, печенью и селезенкой до тех пор, пока я в девять лет не начал заниматься тайцзи-цюань. Постепенно я преодолел свою слабость после восьми лет упорных занятий под руководством У Цзяньцюаня и еще четырех лет занятий под строгим руководством мастера Яна Шаохоу.
Мое здоровье было первоначально слабее, чем оно обычно бывает у среднего человека. Что касается условий жизни, то могу сказать, что я жил в очень трудные времена. Но в любой ситуации я упорно занимался правильным тайцзи-цюань.
Цзэн:
Другими словами, к долголетию и здоровью приводят не просто занятия тайцзи-цюань, но именно упорные и правильные занятия. Так ли это?
В точности так. Но я должен добавить, что под упорством я понимаю упорство на протяжении всей жизни, а под правильностью я понимаю соответствие фундаментальным принципам, изложенным в канонических трудах о тайцзи-цюань.
Цзэн:
Очень трудно соответствовать столь высоким требованиям.
У:
И да, и нет.
Это, конечно, трудно для скептиков и нерешительных. Обычно они прекращают заниматься после того, как пропустили несколько уроков, или от того, что их движения все еще остаются неловкими после всего лишь нескольких месяцев занятий. Но те, кто всерьез намерены достичь крепкого здоровья и долголетия, и кто ясно осознает, что эти цели и в самом деле достижимы, готовы затратить необходимое время и требуемые усилия. Они обычно внимательны к преподавателям и тонко чувствуют малейшую разницу в движениях и ощущениях в зависимости от того, в точности ли они соответствуют указаниям преподавателя. Как правило, после приблизительно года занятий движения таких учеников становятся более скоординированными и плавными, а их здоровье значительно улучшается. Ежедневная часовая тренировка становится для них временем радости, отдыха и самосовершенствования. Упорство не является более проблемой. Единственными требующими решения вопросами будут достижение максимального прогресса, возможного в данном возрасте, при данном сложении и т.д., и отыскание хорошего учителя и соучеников.
Цзэн:
Что касается меня, то я начал изучать тайцзи-цюань в 46 лет, когда понял, что мой любимый спорт, тяжелая атлетика, уже немного не соответствует моему возрасту. Поскольку тайцзи-цюань очень сильно отличается от тяжелой атлетики, движения казались мне достаточно сложными и первое время я выполнял их очень неуклюже. Тем не менее, зная об оздоровительном эффекте тайцзи-цюань, я поставил себе цель изучить эту систему. После года интенсивных занятий я почувствовал, что выполняю движения более непринужденно. С каждым занятием росло ощущение отдыха и хорошего самочувствия.
Даже когда условия не позволяли мне заниматься тайцзи-цюань, я делал его в уме в сопровождении дыхания диафрагмой. Благодаря этому способу я не только не забывал выученные ранее упражнения, но и научился расслабляться в стрессовых ситуациях. В конце 1974 г., хотя мне исполнилось уже 59 лет, я начал изучение новых комплексов тайцзи-цюань. В 1978 году я занял второе место в соревнованиях по тайцзи-цюань для лиц преклонного возраста, проходивших в Пекине.
Сейчас тайцзи-цюань столь же необходимо мне, как еда и сон. В настоящее время я стараюсь постичь это искусство еще глубже. И поскольку вы являетесь одним из старейших мастеров тайцзи-цюань и обладает глубокими познаниями как в традиционной китайской, так и в европейской медицине, я искренне восхищаюсь вами.
Хотелось бы узнать, как вы объясняете основные принципы, изложенные в классических трудах о тайцзи-цюань с научной точки зрения? На что необходимо обратить особое внимание для того, чтобы достичь как можно лучшего результата?
У:
Мне было очень приятно познакомиться с вашим личным опытом и узнать, что вы хотите услышать от меня разъяснение некоторых принципов тайцзи-цюань. Позвольте мне в первую очередь отметить, что основные методы и принципы тайцзи-цюань находятся в соответствии с новейшими положениями психологии, медицины и других наук, имеющих отношение к этим вопросам.
Цзэн:
Это очень важно и интересно. Расскажите об этом поподробнее, пожалуйста.
У:
Я, разумеется, не готов в данный момент дать вам исчерпывающие объяснения, но постараюсь по крайней мере затронуть наиболее важные положения.
В первую очередь необходимо отметить, что один из основных принципов психологии гласит, что правильное функционирование различных систем организма. Сравните это с основополагающим принципом тайцзи-цюань, который гласит, что это искусство в первую очередь опирается на ум, а не на мышцы, и что необходимо совершенствовать управление телом при помощи ума и поддерживать ум в состоянии покоя, освобождая его от внешних волнений и беспокойств. Это совершенствование осуществляется не только через улучшение взаимодействия рук, глаз, ног и туловища, но и через гармонию внешних движений тела с внутренними переменами в уме, дыхании и движении "ци". Такое состояние определяется в тайцзи-цюань следующим образом: "Верх и низ находятся в соответствии, внутреннее и внешнее находятся в согласии".
Ежедневно тратить 30 - 60 минут для того, чтобы добиться подобного взаимодействия, очень полезно для нервной системы и, следовательно, для всего тела по двум причинам. Во-первых, это значительно улучшает управление телом при помощи ума путем возбуждения соответствующих частей головного мозга с помощью сосредоточения. Во-вторых, в соответствии с явлением негативного стимула в психологии, увеличение возбуждения одной части головного мозга обязательно ведет к уменьшению возбуждения остальных частей. Благодаря этому подавляется возбуждение, связанное с хроническими заболеваниями или продолжительными стрессами, что способствует выздоровлению.
Цзэн:
Эту важную базовую концепцию конечно же необходимо запомнить. Существуют ли в последнее время какие-нибудь исследования, относящиеся к направляющей силе нашего ума?
У:
Последние открытия в психологии, науке о мозге и других дисциплинах все яснее указывают, что не только сознательно управляемые мышцы находятся под контролем нашего ума. При помощи сосредоточения внимания на определенных участках тела становятся возможным и контроль или возбуждение определенных видов внутренней активности с участием ума (такого рода явления были отмечены и использованы мастерами тайцзи-цюань в Китае сотни лет назад). Одним из успешных экспериментов, осуществленных в недавнее время на Западе, является повышение или понижение усилием воли температуры кончика пальца в результате открытия или закрытия капилляров, расположенных в месте концентрации внимания. Это является научным объяснением того чувства легкости распирания и вибрации, которое обычно испытывают занимающиеся тайцзи-цюань в кончиках пальцев или центрах ладоней, фокусируя на них свое внимание. Иногда можно почувствовать также поток тепла, проходящий через определенные части тела при выполнении движения. Это может быть следствием расширения некоторых более крупных кровеносных сосудов, что позволяет большему количеству крови проходить через них.
В соответствии с канонами тайцзи-цюань, существует некое "ци", циркулирующее внутри человека. А в соответствии с традиционными медицинскими теориями "ци" является чем-то, присущим человеку от рождения, чем-то невидимым, но необходимым для жизни. Свободное движение "ци" способствует свободной циркуляции крови, хотя "ци" циркулирует по отдельной сети, состоящей из основных и вспомогательных каналов, вдоль которых расположены акупунктурные точки. Существование "ци" способствует свободной циркуляции крови, хотя "ци" циркулирует по отдельной сети, состоящей из основных и вспомогательных каналов, вдоль которых расположены акупунктурные точки. Существование "ци" не было научно доказано до тех пор, пока несколько лет назад китайские ученые не обнаружили в 1978 г. при помощи современной аппаратуры, что "ци", излучаемое из центра ладони мастера цигун, является разновидностью инфракрасного излучения. Затем, в 1979 г., снова было доказано, что "ци", излучаемое из концов пальцев другого мастера цигун, было потоком заряженных частиц. Хотя полное понимание природы "ци" все еще является предметом дальнейших исследований, и вопрос, является ли чувство тепла и вибрации результатом более свободного движения крови, или движения "ци", или обоих сразу, остается неразрешенным наукой, тем не менее, занятия тайцзи-цюань таким образом, чтобы "при помощи ума направлять "ци" и позволять ци циркулировать по телу", заметно улучшает ваше здоровье и приведут к долголетию. Если же не заниматься согласно этим принципам, то вы, разумеется, получите некоторую пользу, но не большую, чем затратив то же время на прогулки или гимнастику.
Цзэн:
Все, что вы рассказали о связи между максимальным оздоровительным эффектом и наиболее характерными чертами тайцзи-цюань, представляет для меня большой интерес. На что еще вы хотели бы обратить внимание? Что вы считаете следующим по важности?
У:
Существует еще несколько вопросов, о которых мне хотелось бы упомянуть, но не обязательно по причине их относительной важности. Каждый, кто видел хорошее исполнение тайцзи-цюань, обращал внимание на такие характерные черты этого исполнения, как медленность, уравновешенность, округлость и плавность движений, выполнение их без усилий от начала до конца комплекса, для выполнения сокращенной и упрощенной версии которого требуется 5-8 минут, а для более длинных вариантов - 20 - 40 минут. Когда упражнение подошло к концу, можно заметить, что исполнитель слегка вспотел, даже если погода холодная, но у него нет никаких признаков одышки.
Цзэн:
Это достаточно редкая особенность. Каким образом можно ее достичь и какую конкретную пользу можно из нее извлечь?
У:
Кроме того, что заметно заинтересованному наблюдателю, как описано выше, в этих движениях существует, или должна существовать, смена "пустоты" и "полноты" или от "открывания" к "закрыванию", как это определяется в классических сочинениях о тайцзи-цюань. Или, проще говоря, наблюдая за движениями, можно заметить постоянное перемещение веса тела, причем большая часть его всегда приходится на одну из ног (согнутую под определенным углом), равно как и постоянную смену сгибания и распрямления в движениях, что поддерживает все тело попеременно в напряженном или расслабленном состоянии как внешне, так и внутренне. Выполнение движений тайцзи-цюань с постоянным переносом веса с одной ноги на другую в течение 20 - 40 минут, требует активной работы ума и тела. От этого и происходит потоотделение. А поддержание различных частей тела попеременно в напряженном и расслабленном состоянии является хорошим способом сохранения энергии и способом разделить нагрузку поровну между различными мышцами. Все это, в сочетании с глубоким дыханием, которое находится в гармонии с движениями тела, способствует хорошему снабжению кислородом от начала и до конца тренировки. Поэтому у исполняющего комплекс тайцзи-цюань отсутствует одышка.
Преимущества и выгоды, связанные с этой особенностью, многочисленны: поскольку упражнение оказывает достаточную нагрузку на организм, то оно улучшает работоспособность сердечнососудистой системы, повышает эластичность легочной ткани и способствует улучшению пищеварения. А поскольку оно делается в целом медленно и мягко, оно не является чрезмерно тяжелым даже для старых и больных. Поскольку все время обеспечивается хороший приток кислорода, то это упражнение подходит для страдающих такими хроническими недугами, как высокое кровяное давление или туберкулез легких.
Цзэн:
Все, что я услышал сегодня от вас, чрезвычайно интересно. А есть ли еще что-нибудь, что бы вы считали особенно важным для меня?
У:
Да, есть. Хотя вы намного моложе меня, но вам уже шестьдесят шесть, и такому энтузиасту, как вы более всего необходимо остерегаться перегрузок. Все, что делается в соответствии с законами природы, должно приносить вам хорошие результаты, а старение - закон природы. Не считайте себя молодым, когда вы уже стары или старее- те. Что касается меня, то в молодости я привык тренироваться не менее трех часов в день. Программа тренировки была очень насыщенной. Она включала "стояние столбом" в различных стойках, высокие удары ногой вперед, касаясь лба носком, и высокие удары ногой назад, касаясь затылка пяткой, выполнение комплекса тайцзи-цюань под особым столом, который был всего на несколько дюймов выше обеденного, для того, чтобы все время находиться в очень утомляющей низкой стойке, и т.д. В зрелом возрасте я занимался по 2 часа в день. После шестидесяти - около полутора часов. После семидесяти - около одного часа. После девяноста - около 30 минут. Сейчас я занимаюсь всего лишь около 15 минут рано утром и иногда еще 15 минут перед сном, и все это время я чувствую себя бодрым и здоровым.
Еще я хотел бы, чтобы вы запомнили, что здоровье и сила, достигнутые годами занятий тайцзи-цюань, либо при помощи какого-либо иного метода физического развития, несовместимы с неограниченным злоупотреблением едой, курением, алкоголем,